Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению Введение «Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ» п.17 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» Настоящие Требования разработаны с целью установления единых подходов к экспертной оценке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП) на соответствие нормативной базе. Требования призваны выделить основные отличия этого вида (подвида) образовательных программ в соответствии с действующим законодательством от любых других документов (проектов, программ мероприятий, программ мастер-классов, рабочих программ и т.д.), а также от других видов (подвидов) образовательных программ, дифференцировать программы по направленностям. Требования к ДООП, указанные в настоящем документе, являются минимальными, имеющими юридическую значимость. Для совершенствования образовательных программ, повышения их педагогической ценности и методической конкурентоспособности, данными требованиями следует руководствоваться в качестве минимально необходимых. Образовательные программы, разработанные в соответствии с настоящими Требованиями, могут быть включены в систему персонифицированного финансирования. Кроме обязательных требований настоящий документ содержит методические рекомендации по их применению, которые могут быть полезны при разработке программ, прежде всего организациям, впервые приступающим к реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Нормативно-правовая база Требования разработаны в соответствии с положениями, статьями и пунктами: - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; - постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности"; - приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной 1 организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»; - приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям; - приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; - приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; - методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242; При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны соблюдать требования: - СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения; - учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Педагогические работники, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, имеют право на участие в разработке образовательных программ. (пп.6 п.3 ст. 28, пп.5 п.3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ») 2 Требования к структуре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы являются видом и подвидом образовательных программ, для разработки которых, в соответствии с действующим законодательством, не применяются федеральные государственные образовательные стандарты и/или федеральные государственные требования (ст. 11, 12 ФЗ «Об образовании в РФ»). Для оценки соответствия образовательной программы предъявляемым требованиям на титульном листе программы в обязательном порядке указывается вид образования, вид (подвид) образовательной программы: «дополнительная общеобразовательная общеразвивающая». Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает прямое нормативное определение понятия «образовательная программа». «Образовательная программа - планируемые комплекс основных результаты), характеристик образования (объем, организационно-педагогических условий и содержание, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п.9, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»). В соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 на официальном сайте образовательной организации должна размещаться информация об образовательных программах, в том числе описание образовательных программ и аннотации к рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Таким образом, в минимальный, юридически значимый, перечень структурных компонентов образовательной программы, (не считая описания образовательной программы), входят: - учебный план; - календарный учебный график; - рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в том числе аннотации к ним; - оценочные материалы; - методические материалы. Из перечисленных структурных компонентов образовательной программы минимальные нормативные требования определены лишь к учебному плану. «Учебный план 3 – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся» (п.22, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Для ДООП Федеральным законом «Об образовании в РФ» не введено исключение для проведения промежуточной аттестации (п.1., ст.58). В связи с этим, наличие в учебном плане форм промежуточной аттестации по освоению образовательной программы (в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы) является обязательным. Обучающиеся могут осваивать как всю ДООП в целом, так и отдельные ее части (п.2 ст.54 ФЗ «Об образовании в РФ»), то есть обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы. «Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (п.23, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Возможность обучения по индивидуальному учебному плану должна учитываться при проектировании учебного плана ДООП. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут предлагать обучающимся различные варианты индивидуальных учебных планов, которые реализуются в разных группах / объединениях обучающихся. В соответствии с п. 7, 8 Порядка организации и осуществления общеобразовательным образовательной программам обучающиеся деятельности со схожими по дополнительным или одинаковыми индивидуальными учебными планами формируются в группы / объединения по интересам. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) должны конкретизировать образовательную программу для конкретной группы обучающихся исходя из их индивидуальных учебных планов, части учебного плана, приходящегося на определенный учебный период в соответствии с календарным учебным графиком. Таким образом, учитывая возможность освоения программы по индивидуальным учебным планам, образовательные услуги в организации могут быть представлены в соответствии с перечнем вариативных учебных планов, реализуемых рабочих программ (как части образовательной программы). Для обеспечения возможности выбора программы, информационной открытости и расчета нормативных затрат в рабочей программе на конкретный учебный год указывается: 4 1) наименование программы (услуги); 2) полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга); 3) вид деятельности по программе; 4) направленность дополнительного образования; 5) аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг); указание 6) на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный)/ базовый / продвинутый); место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при 7) реализации программы в сетевой форме в разных местах, указываются все адреса); 8) возрастная категория обучающихся; 9) указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурноспортивной направленности); 10) указание на адаптированность программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (включая указание на вид ограничений); 11) нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения); 12) режим занятий, продолжительность каждого занятия; 13) сведения о педагогических работниках, реализующих программу (фамилия, имя, отчество, квалификационная категория, регалии); 14) форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная); 15) объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием /без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/индивидуальная); 16) минимальное и максимальное число детей, обучающихся в одной группе. Требования к остальным структурным элементам образовательной программы, в том числе иные требования к рабочим программам, организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет самостоятельно. Требования к основным характеристикам образования по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам В соответствии с п.9. ст.2. Федерального закона «Об образовании в РФ» к основным характеристикам образования, которые в обязательном порядке должны быть отражены в образовательных программах относятся: объем, содержание и планируемые результаты. 5 Ниже приведены их ключевые особенности для ДООП, а также возможность представления в структурных компонентах образовательной программы. Объем. Объем образовательных программ определяется в академических часах. Академический час – установленная продолжительность занятий по учебному плану образовательной программы, не превышающая 45 минут. Данное требование прямо не закреплено в нормативной базе для ДООП, но логически следует из нормативной базы, закрепляющей особенности рабочего времени педагогических работников, единицу объема услуг по реализации ДООП для расчета нормативных затрат, а также санитарные нормы (см. Раздел «Нормативно-правовая база»). Также в академических часах целесообразно определять трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, требуемую для учебного плана. С целью дифференциации образовательной деятельности от иных форм (тематические мастер-классы, отдельные семинары, лекции и др.) устанавливается минимальный объем образовательной программы и каждой ее части (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – не менее 8 академических часов. Трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик указывается через их объем в учебном плане образовательной программы. Для конкретной группы обучающихся объем программы конкретизируется в рабочей программе исходя из индивидуальных учебных планов обучающихся. Планируемые результаты. Для ДООП планируемые результаты строго нормативно не закреплены. Они определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом п.1. ст. 75 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию…». В зависимости от специфики программы планируемые результаты могут быть определены как ко всей образовательной программе, так и к ее частям (учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)). Для указания планируемых результатов освоения образовательной программы целесообразно в структуре программы выделить специальный структурный компонент, 6 например, раздел с одноименным названием или пояснительную записку. Содержание. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание ДООП должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Содержание программы в зависимости от ее специфики может быть отражено в следующих структурных компонентах программы: - в учебном плане – через перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и иных видов учебной деятельности; - в рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) – например, через тематическое планирование, виды деятельности (подготовки); - в методических материалах – через тематику проектных работ, перечень репертуара, рекомендаций к проведению тренировочных занятий по каждому виду подготовки и т.д.; - в специально выделенном структурном компоненте образовательной программы – через перечень основных дидактических единиц, подлежащих освоению, описание содержания по каждому курсу, дисциплине (модулю). ДООП реализуются за рамками нормативного поля федеральных государственных образовательных стандартов, в связи с этим, перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) не должен включать в себя, прежде всего, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) примерных основных общеобразовательных программ, как обязательного гарантированного государством уровня образования, а также программ профессионального образования и профессионального обучения. В рабочих программах ДООП может быть использовано содержание лишь отдельных тем примерных основных образовательных программ, необходимых для освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержание образовательной программы должно учитывать, что на обучение по общеразвивающим программам принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора (в отличие от предпрофессиональных программ). Следовательно, необходимо обеспечить возможность занятий по программе всем детям независимо от способностей и уровня общего развития. В связи с этим, дополнительные общеразвивающие программы должны быть ориентированы на разные уровни сложности («стартовый (ознакомительный)», «базовый», «продвинутый»). Минимальным уровнем сложности общеразвивающей программы должен быть уровень, обеспечивающий прием всех обучающихся без предъявления специальных 7 требований. Обучающиеся должны иметь возможность зачисления на уровень программы, соответствующий его готовности к освоению содержания материала. Особенности содержания ДООП по уровням сложности изложены в методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. В зависимости от содержания ДООП, преобладающих видов деятельности, устанавливается ее направленность в соответствии с перечнем, определенным п. 9 Порядка организации и осуществления общеобразовательным образовательной программам: деятельности художественная, по дополнительным техническая, туристско- краеведческая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается на титульном листе. При определении направленности ДООП учитывается следующее: - образовательные программы, в рамках которых идет подготовка по видам спорта, обозначенным во Всероссийском реестре видов спорта (то есть фактически реализуется спортивно-оздоровительный этап программ спортивной подготовки) следует относить к физкультурно-спортивной направленности; - образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке физкультурно-спортивной и художественной направленностей (например, ритмика, акробатика, брейк-данс, танцевальный спорт и др.) следует относить к физкультурноспортивной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержание является физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях, и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является развитие способностей в области искусства (хореографического, циркового); - образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке технической и художественной направленностей (например, резьба по дереву, компьютерная графика и др.) следует относить к технической направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является овладение ручным инструментом, автоматизированным оборудованием или компьютерным программным обеспечением и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является изучение определенных видов искусств, развитие художественного вкуса и способностей; - образовательные программы по техническим видам спорта (авто-, авиа-, судомоделирование и др.) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, 8 если они направлены на ознакомление с официальным видом спорта и подготовку обучающихся к программам спортивной подготовки, участию в спортивных соревнованиях, и к технической направленности, если они направлены исключительно на техническое творчество (проектирование, моделирование и др.) и соответствующую выставочную деятельность обучающихся, защиту технических проектов; - образовательные программы, основным видом деятельности по которым являются различные виды туризма (пеший, горный, водный, вело- и другие виды) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с видом спорта и подготовку обучающихся к спортивным программам, участию в спортивных соревнованиях, и к туристско-краеведческой направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является формирование общих навыков самодеятельного, массового туризма; - образовательные программы военно-патриотической тематики, могут быть отнесены к разным направленностям в зависимости от преимущественного вида деятельности, например: к физкультурно-спортивной, если изучаются военно-прикладные виды спорта; к технической, если изучаются преимущественно основы военного инженерного дела; к социально-педагогической, если основной деятельностью по реализации программы является волонтерское движение; к туристско-краеведческой, если основной деятельностью является краеведение; - образовательные программы социально-педагогической направленности многофункциональны по своему назначению; их основной целью является, как правило, социальное самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтерство, добровольчество). К этой направленности могут быть отнесены программы по развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие, подготовка к школе), программы по социокультурной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов, основам медиатехнологий, психологии, социологии, игровому конструированию, профориентации по различным направлениям и т.д. В исключительных случаях, когда содержание и виды деятельности, относящиеся к разным направленностям, органично взаимосвязаны в рамках одной ДООП допускается проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы интегрированной по двум-трем направленностям. В этом случае содержание каждой направленности не может составлять менее 8 академических часов и/или менее 25% всего объема образовательной программы. Интегративное единство направленностей должно быть отражено в ДООП через цели и планируемые результаты освоения программы, единые подходы к методам, технологиям, формам работы, единую систему мероприятий за рамками 9 учебного плана и т.д. Объем программы при этом учитывается отдельно по каждой направленности. Требования к указанию организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Прямых нормативных требований о перечне организационно-педагогических условий, которые должны быть указаны в ДООП нет. Косвенно они указаны в нормативной базе, закрепляющей порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, санитарные нормы и расчет нормативных затрат (см. Раздел «Нормативно-правовая база»). С целью учета указанных требований минимальный перечень организационнопедагогических условий (продолжительность обучения, формы и технологии, наполняемость групп, режим занятий и др.) указывается в ДООП или в рабочей программе, как ее составной части. Условия реализации ДООП, в том числе режим занятий, должны соответствовать санитарным нормам и требованиям безопасности. При реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированные образовательные программы) организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ указанными категориями учащихся в соответствии с видом ограничений. В образовательной программе могут быть обозначены и другие характеристики образования и организационно-педагогические условия, необходимые для более детального представления особенностей образовательной программы и педагогического обоснования целесообразности организации образовательного процесса. Методические рекомендации по применению требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам при их разработке Методические рекомендации представляют собой обобщение опыта, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. В методических рекомендациях дифференцированы требования к «образовательной программе» и «рабочим программам», показана значимость и возможности повышения качества образования при реализации краткосрочных образовательных программ, модульных программ, а также разноуровневых образовательных программ. Образовательные программы, разработанные в соответствии с 10 настоящими методическими рекомендациями позволяют: - организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами, как того требуют п.п. 7, 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, за счет составления вариативного учебного плана; - оперативно составлять рабочие программы под запросы заказчика, что особенно актуально при введении краткосрочных программ; - проводить массовые (и профилактические мероприятия), предусмотренные п. 14 данного Порядка, а также разнообразные проекты «неформального образования» как образовательную деятельность организаций дополнительного образования, за счет включения их в образовательные программы за рамками учебного плана; - упростить разработку образовательной программы, за счет ее укрупнения и составления группой педагогов или методистом, оставив для разработки каждому педагогу лишь календарно-тематическое планирование для конкретной группы обучающихся. Организация образовательного процесса Современный социальный заказ и обновленная законодательная база в сфере образования сделали востребованными разноуровневые образовательные программы, краткосрочные и модульные образовательные программы. Разноуровневые образовательные программы позволяют обеспечить возможность занятий по программе всем детям независимо от способностей и уровня общего развития. Краткосрочность и модульность образовательных программ рассматриваются как механизм вариативности, повышения качества и доступности дополнительного образования, его востребованности с учетом реальных запросов потребителей услуг, обеспечения клиентоориентированности. Рекомендуемые параметры организации образовательной деятельности в зависимости от уровня сложности приведены в таблице 1. В зависимости от специфики образовательной программы формирование групп возможно из детей, занимающихся на разных уровнях сложности программы, с учетом максимальной пропускной способности помещения. При этом самостоятельная (индивидуальная или мелкогрупповая) работа обучающихся может осуществляться под руководством тьютора или педагога-организатора, а не основного педагога дополнительного образования. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет существенно увеличить численность детей, охваченных дополнительным образованием, при этом сохранив результативность обучения высокомотивированных обучающихся. 11 Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в отдельной учебной группе устанавливается до 15 человек (п.20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). Сроки обучения по адаптированным образовательным программам могут быть увеличены с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, а темп обучения (объем часов в неделю) снижен до 2 ч/нед. Таблица 1 Рекомендуемые параметры образовательной деятельности по общеобразовательным общеразвивающим программам разного уровня сложности Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Число обучающихся в группах 15-25 12-20 8-15 Срок обучения от 1 месяца до 1 года от 4 месяцев до 3 лет от 2 лет Режим занятий 1 – 4 ч/нед не более 36 учебных недель 3 – 6 ч/нед 4 – 9 ч/нед Самостоятельна я работа обучающихся - до 50% учебного времени до 70% учебного времени Краткосрочная образовательная программа – образовательная программа, ограниченная сроком реализации не более 4 месяцев и объемом не менее 8 академических часов. Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения, возможность построения индивидуальных учебных планов. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов. На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый). 12 Тот или иной уровень сложности образовательной программы, образовательный модуль являются общеобразовательной относительно самостоятельными общеразвивающей программы, частями который дополнительной может быть освоен обучающимися отдельно от всей образовательной программы, то есть по индивидуальному учебному плану. В этом случае оказание образовательной услуги направлено на освоение не всей образовательной программы целиком, а ее конкретной самостоятельной части (частей). Из модулей уже разработанных и утвержденных образовательных программ может быть составлен индивидуальный образовательный маршрут (комплекс образовательных услуг без дополнительной разработки образовательной программы). Разработка образовательной программы В условиях современной нормативной базы образовательные программы, отличающиеся схожей педагогической концепцией, едиными подходами должны быть укрупнены относительно традиционного понятия «образовательная программа», действующего до вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Например, несколько детских объединений в учреждении могут работать по одной образовательной программе, при этом у каждого объединения будет индивидуальный учебный план в соответствии с интересами и выбором детей. Такой подход, во-первых, позволяет сделать работу организации, осуществляющей образовательную деятельность, более цельной и системной; во-вторых, снизить нагрузку на педагогов в части разработки образовательных программ; в-третьих, позволяет более оперативно проектировать программы под интересы заказчика. В связи с различиями в сроках, периодичности и порядке разработки и утверждения отдельных компонентов образовательной программы, для удобства организации работы они могут быть представлены относительно самостоятельными документами. Учреждение самостоятельно принимает подобное решение, определяет порядок их разработки и утверждения. Например, в составе образовательной программы могут быть выделены следующие относительно самостоятельные документы: - собственно Образовательная программа (разрабатывается заведующим, методистом или проектной группой педагогов; рассматривается на заседании методического совета; утверждается директором; корректируется и пересматривается по мере необходимости, например, при введении новых дисциплин (модулей); - Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на учебный год (составляются педагогом для соответствующей группы обучающихся; корректируется и 13 пересматривается в течение года по мере необходимости; согласуются и проверяется ответственными должностными лицами. Допускается составление рабочей программы для нескольких групп обучающихся, при условии их однотипности (год обучения, возраст, имеющиеся и планируемые достижения и др.); - Календарный учебный график на учебный год (разрабатывается заведующим по учебно-воспитательной работе по представлению педагогов в соответствии с утвержденной образовательной программой и индивидуальными учебными планами; корректируется и пересматривается ежегодно и/или по мере открытия новых групп). Структура образовательной программы Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть выстроена в соответствии с Приложением 1. Титульный лист Оформляется на бланке организации (Приложение 2). На титульном листе указывается наименование программы, включающее в себя вид и подвид образования и образовательной программы (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая) и направленность дополнительного образования (художественная/ социально-педагогическая/ техническая/ естественнонаучная/ физкультурно-спортивная/ туристско-краеведческая). В случае адаптации программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в наименовании программы в скобках указывается – (адаптированная). На титульном листе делается отметка о рассмотрении программы уполномоченным органом, гриф утверждения программы. Кроме этого, на титульном листе могут быть указаны: основной вид деятельности по программе (например, изобразительное искусство); наименование объединения (если программа реализуется одним творческим объединением); объем, нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения); возраст обучающихся; форма обучения; разработчики и рецензенты программы и т.д. Пояснительная записка (описание образовательной программы) Пояснительная записка может быть оформлена в текстовом виде с необходимой редакцией шрифта (выделение, подчеркивание) либо в табличной форме в виде паспорта. Пояснительная записка должна подробно описывать основные характеристики образования и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Кроме этого, целесообразно указывать актуальность программы, ее отличительные особенности и 14 программу (программы), которая взята за основу для разработки данной программы (при наличии). I. Основные характеристики образования: - основной вид деятельности по программе; - цель, задачи образовательной программы, ее развивающие функции; - планируемые результаты освоения программы (в знаниевой или компетентностной парадигме); - современные ценностные ориентиры, которые формируются в процессе освоения программы (включая духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, социализацию и самоопределение, здоровый и безопасный образ жизни и др.); - объем программы (кол-во академических часов), нормативный срок ее освоения (по уровням, модулям либо на всю программу); - на каких уровнях сложности реализуется программа, структура системы подготовки; и т.д. II Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы: - форма обучения (очная/заочная/очно-заочная); - рекомендуемый режим занятий, кол-во учебных недель, продолжительность каждого занятия, возможности вариации режима занятий; - возраст обучающихся (по уровням, модулям либо на всю программу); - принципы формирования групп; - возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам для разных целевых групп (в части объема и перечня выбранных для изучения дисциплин (модулей), форм организации и т.д.), в том числе для обеспечения инклюзии; - в сотрудничестве с какими иными учреждениями реализуется программа (при реализации программы в сетевой форме); - формы организации образовательного процесса (групповая/ индивидуальная); - образовательные технологии, приемы и методы, используемые для обеспечения успешности освоения программы, в том числе дистанционные технологии; и т.д. Пояснительная записка может использоваться при описании образовательной программы для размещения на официальном сайте организации в соответствии с требованиями приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785. Учебный план В учебном плане указывается общий объем программы, распределение академических часов, отведенных на освоение программы по годам обучения и дисциплинам (курсам, 15 модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности, указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических занятий (Приложение 3). Если в программе предусмотрены разные формы обучения, самостоятельная работа обучающихся, занятия с использованием дистанционной формы, отведенное для них время указывается в учебном плане отдельно. Учебный план может содержать инвариантную и вариативную части, что позволит составлять индивидуальные учебные планы, исходя из интересов и способностей обучающихся. В приложении 4 приведены примеры учебных планов дополнительных общеразвивающих программ, состоящие из инвариантной и вариативной части. Составленные по ним индивидуальные (вариативные) учебные планы реализуются в разных детских объединениях. Примеры вариативных учебных планов также могут быть приведены в данном разделе образовательной программы. Формы промежуточной (итоговой) аттестации, указанные в учебном плане, должны соответствовать локальному акту учреждения, регулирующему вопросы аттестации обучающихся; они могут быть как едиными на протяжении всей программы, так и различаться в зависимости от уровня сложности, года обучения и конкретной дисциплины (модуля). Промежуточная и итоговая аттестация проводится за счет времени, отведенного на освоение программы. Календарный учебный график Календарный учебный график, приводимый в образовательной программе, носит примерный, рекомендуемый характер. В календарном учебном графике указывается продолжительность обучения по программе, кол-во учебных недель, сроки, режим занятий, их периодичность и продолжительность, последовательность прохождения модулей и т.д. При составлении календарного учебного графика должны быть учтены все дисциплины (модули), объем которых должен соответствовать учебному плану. Продолжительность и режим занятий должны соответствовать установленным санитарным нормам. Конкретизируется календарный учебный график на учебный год в зависимости от запросов потребителей и условий образовательной организации при соблюдении обязательных санитарных требований к режиму занятий. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Содержание программного материала Данный раздел содержит перечень основных дидактических единиц, подлежащих освоению, описание содержания по каждому уровню сложности, дисциплине (модулю). 16 Содержание программного материала должно отражать роль и место каждой дисциплины (модуля) в достижении целей и планируемых результатов образовательной программы. Поэтому описание содержания целесообразно начинать с краткой характеристики (аннотации) каждой дисциплины (модуля). Аннотации к рабочим программ подлежат обязательному размещению на официальном сайте организации в соответствии с требованиями приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785. Методические материалы Раздел должен содержать методические материалы, являющиеся системообразующими для реализации образовательной программы, в том числе описание особенностей проведения занятий, используемых технологий, а также алгоритмы, памятки, упражнения, репертуар, музыкальное сопровождение и т.д. Поскольку требования техники безопасности зависят от специфики программы целесообразно их включить в этот раздел, а также описание воспитательной работы за рамками учебного плана, играющей системообразующую роль в образовательной программе. В этом случае раздел будет содержать информацию о периодичности проведения инструктажа с обучающимися, не менее одной (основной) инструкции по технике безопасности для обучающихся, а также дополнительные инструкции: для начала определенного вида деятельности, работе с определенным оборудованием повышенной опасности и т.д. Инструкции должны иметь порядковый номер и наименование, которые указываются при проведении инструктажа. При описании системы воспитательной работы необходимо указать перечень традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров по образовательной программе, профилактической, профориентационной работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Следует указать какие из традиционных конкурсных и соревновательных мероприятий входят в перечень мероприятий Региональной базы данных талантливых детей и молодежи. Оценочные материалы В разделе описывается система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, процедуры диагностики успешности освоения программы, оценки готовности к освоению содержания материала того или иного уровня сложности; требования для перевода обучающихся на следующий год обучения и/или уровень программы. 17 Указываются методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации (по итогам каждого полугодия или модуля) и итоговой аттестации, возможность получения свидетельства об обучении установленного образца. Описывается система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений обучающихся; рекомендации для индивидуального сопровождения обучающихся, проявивших выдающиеся способности. В раздел могут войти разнообразные оценочные материалы в зависимости от специфики программ (диагностический инструментарий, нормативы, критерии оценки, перечень вопросов, темы для проектных работ и т.д.) Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы В перечне материально-технического обеспечения указываются минимально необходимые материалы и оборудование для реализации программы. Целесообразно отдельно указать расходные материалы и личное имущество (форма одежды, оборудование), которые необходимо приобретать обучающимся самостоятельно. Информационное обеспечение включает в себя список литературы, аудиовизуальных средств, ссылки на интернет-ресурсы, которые будут полезны педагогу и/или обучающимся. При реализации адаптированной образовательной программы в данном разделе указываются также специальные учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения в зависимости от вида ограничений обучающихся. Индивидуальные учебные планы Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.22. ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»). В соответствии с п.п. 7, 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам обучающиеся со схожими или одинаковыми индивидуальными учебными планами формируются в группы / объединения по интересам. В зависимости от специфики программы при наличии необходимых условий образовательный процесс по индивидуальному учебному плану может осуществляться также в индивидуальной или мелкогрупповой форме. Порядок обучения по индивидуальному учреждения. учебному Примерные плану формы регулируется индивидуальных приложении 5. 18 локальным учебных нормативным планов актом приведены в Календарный учебный график на учебный год Календарный учебный график конкретизирует режим занятий обучающихся на основе индивидуальных учебных планов, учебных планов объединений/групп и представляет собой установленный срок (период) учебного года либо график прохождения отдельных образовательных модулей и расписание занятий. Примеры оформления календарного учебного графика приведены в приложении 6. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) на учебный год представляет собой конкретизацию образовательной программы для конкретной группы обучающихся исходя из их индивидуальных учебных планов, части учебного плана, приходящегося на определенный учебный период в соответствии с календарным учебным графиком. Рабочая программа включает в себя титульный лист, аннотацию и календарнотематическое планирование. На титульном листе рабочей программы (Приложение 7) указывается: - наименование программы (в наименовании может быть указано как название дисциплины (модуля), так и название детского объединения/группы, уровень сложности содержания); - полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется рабочая программа, в том числе указание на направленность и адаптированность; - вид деятельности по программе; - возрастная категория обучающихся; - срок реализации программы, продолжительность обучения в неделях; - форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная); - объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием /без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/индивидуальная); - режим занятий, продолжительность каждого занятия; - место реализации программы (адрес); - сведения о педагогических работниках, реализующих программу (фамилия, имя, отчество, квалификационная категория, регалии). Аннотация к рабочей программе должна содержать краткое описание содержания программы, уровень сложности, описание группы (наполняемость, особенности ее формирования), для которой она составлена, а также иную информацию, необходимую для заказчиков и получателей услуг. Аннотация составляется на понятном для широкого потребителя языке и не должна превышать объем более 1 страницы. 19 Календарно-тематическое планирование составляется в соответствии с Приложением 8. В содержании занятий необходимо указывать и проведение инструктажей, и особенности формы проведения занятий (например, «Экскурсия…»), и осуществление текущего контроля. При формулировке темы целесообразно сочетать указание на обучение той или иной технологии/ навыка/ компетенции и конкретный проект/ изделие (например, «Украшение предметов одежды с использованием техники «выжигание по ткани», «Прием исполнения «тирандо» на примере мелодии к песне «Аннушка»). Данные требования к рабочей программе являются минимально необходимыми для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность. По мере повышения педагогической компетенции педагог может совершенствовать рабочую программу, ориентируясь на методические рекомендации ведущих представителей науки, тем самым повышая ее педагогическую значимость и свою методическую конкурентоспособность. 20 Приложение 1 Примерная структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка (описание образовательной программы)…………………..…… 1. Учебный план (вариативные учебные планы) ……………….…………………….. 2. Календарный учебный график…………………………………………………………. 3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Содержание программного материала. ………………………..………………… 4. Методические материалы……………………………………..……….……….……. 4.1. Наименование методических материалов, необходимых для реализации программы (методические рекомендации по проведению занятий, технологии, алгоритмы, памятки, упражнения, репертуар, музыкальное сопровождение и т.д.) ……………………………….……..…. 4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы……………………………………………………………………....… 4.3. Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана………………………………………………….…. 5. Оценочные материалы…………………………………………………………….. 5.1. Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся………………………………………………….………….. 5.2. Иные оценочные материалы (диагностический инструментарий, нормативы, критерии оценки, перечень вопросов, темы для проектных работ и т.д.)…………………………………………………. Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы………………………………………………………………..………….……….. Приложения к образовательной программе Индивидуальные учебные планы (учебные планы объединений /групп /отдельных учащихся) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (при наличии). Календарный учебный график на учебный год. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на учебный год. 21 Приложение 2 Титульный лист дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (образец) БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ «Утверждаю» Директор …. И.О.Фамилия ____________________ «____» ________________________ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изобразительному искусству студии «Ручеек» (адаптированная) Возраст обучающихся: 4 -16 лет Нормативный срок освоения программы: 5 лет Авторы-составители: Фамилия И.О., должности, регалии Рецензент / Консультант (при наличии): Фамилия, И.О., должность, регалии Принята на заседании методического совета Протокол №___ от________ 2016 г. 22 Приложение 3 Учебный план (примерная форма) Трудоемкость Уровень год дисциплины сложности обучения* (модули) (количество академических часов) всего *для долгосрочных программ 23 теория Формы промежуточной (итоговой) практика аттестации Продвинутый Базовый Стартовый Уровень сложности Приложение 4 год обучен ия Пример учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по хореографическому искусству Трудоемкость инвариантной части Трудоемкость вариативной части** (кол-во ак.ч.)* (кол-во ак.ч.)* Формы промежуточной дисциплины (модули) (итоговой) аттестации всего теория практика всего теория практика 1-2 (1-2 года) ритмика 3-6 (2-4 года) классический танец 72 (36) 12 60 72 (36) 12 60 танцевальная гимнастика народный танец 72 (36) 12 60 72 (36) 12 60 288 (72) 48 240 эстрадный танец 288 (72) 48 240 ансамбль 288 (72) 48 240 72 (36) 12 60 144 (72) 24 120 144 (72) 24 120 144 (72) 24 120 144 (72) 24 120 Педагогическое наблюдение Открытые занятия 7-8 классический танец (2 года народный танец и более) эстрадный танец 144 (72) 24 120 современный танец ансамбль 144 (36) 24 120 ИТОГО (min) объем программы 432 *в скобках указано расчетное кол-во академических часов в год ** модули по выбору 24 Педагогическое наблюдение Показательные выступления Анализ достижений Педагогическое наблюдение Показательные выступления Анализ достижений Уровень обучения (примерный возраст) Пример учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности Продолжит ельность обучения Базовый (9 – 13 лет) Стартовый (5 – 8 лет) 2-4 года дисциплины (модули) Начальное техническое моделирование Начальное конструирование Занимательные эксперименты Ознакомительный модуль «Современные технологии в техническом творчестве» ИТОГО на стартовом уровне 3-5 лет Основы электроники и радиодело* Основы мехатроники* Инвариантная часть (количество академических часов) всего теория практика 144 42 102 72 - 21 51 - Вариативная часть (количество академических часов) всего (расчетное кол-во в год) 72 практика 21 51 72 8 21 2 51 6 8 6 2 36 216 10 26 - 36 21 15 - Основы информационных технологий* 36 30 6 - Основы инженерной графики и проектирования* 36 30 6 - Основы проектной деятельности* 8 6 2 - Основы работы на оборудовании прямого цифрового производства 18 12 6 - 25 теория Формы промежуточной /итоговой аттестации педагогическое наблюдение, проверочные задания 160 проверочные задания / участие в технической выставке творческих работ Робототехника Автомоделирование - 324 (108) 324 (108) 108 108 216 216 Авиамоделирование - 324 (108) 108 216 Судомоделирование - 324 (108) 108 216 Самостоятельная проектная деятельность ИТОГО на базовом уровне 3D моделирование и прототипирование Оборудование с ЧПУ Продвинутый (от 12 лет) от 2 лет 108 (36) - 108 - 18 278 5 13 - 18 5 13 - 1296 проверочные занятия / защита проектов Композитные материалы и способы формования Компьютерная безопасность - 18 4 14 - 72 21 51 Прикладное программирование Промышленный дизайн - 144 43 101 - 72 21 51 216 21 195 Самостоятельная проектная деятельность ИТОГО на продвинутом уровне 72 9 63 108 MIN объем программы 602 * может быть реализовано заочно с применением дистанционных образовательных технологий самостоятельная проектная деятельность 152 396 26 522 Приложение 5 Примерная форма индивидуального учебного плана для конкретного обучающегося «Утверждаю» Должность ответственного лица И.О. Фамилия ____________________ «____» __________________________ Индивидуальный учебный план __________________________________________________________________________________ (фамилия, имя обучающегося в Р.п.) по освоению _______________________________________________________________________________ (наименование образовательной программы) на 20__ - 20__ учебный год в группе_______________ дисциплины (модули) Трудоемкость (кол-во ак.ч. по программному учебному плану) всего теория практика количество академических часов с учетом индивидуализации всего Педагог_______________ /____________________________________________ 27 теория практика кол-во часов в неделю Формы промежуточной аттестации Примерная форма индивидуальных учебных планов для обучающихся одной группы /объединения «Утверждаю» Должность ответственного лица И.О. Фамилия ____________________ «____» __________________________ Индивидуальные учебные планы (свод) по освоению _______________________________________________________________________________ (наименование образовательной программы) на 20__ - 20__ учебный год Наименование объединения / группы Уровень/ год обучения Кол-во учебных недель (расчетные сроки реализации программы) Наименование дисциплины (модуля) 28 Трудоемкость Кол-во часов Формы (всего ак. ч. в неделю промежуточной в год) аттестации Приложение 6 Примеры оформления календарных учебных графиков «Утверждаю» Должность ответственного лица И.О. Фамилия ____________________ «____» __________________________ Календарный учебный график на 20__- 20__ учебный год (приложение к программе__________________________________________________) Наименование объединения /группы Уровень/ год обучения Срок учебного года (продолжительность обучения) Кол-во занятий в неделю, продолж. одного занятия (мин) 29 Наименование дисциплины (модуля) Всего ак. ч. в год Кол-во ак. часов в неделю «Утверждаю» Должность ответственного лица И.О. Фамилия ____________________ «____» __________________________ Календарный учебный график на 20__- 20__ учебный год (приложение к программе__________________________________________________) Наименование сроки реализации, дисциплины всего академ. кол-во учебных недель (модули) часов в год 1(средняя 4 Модуль «…» группа) (01.02.17-28.02.17) 2 (взрослые) 4 (номер) группы 10 группа) (06.03.17-16.05.17) кол-во ч/нед 24 6 3 раза в неделю по 90 мин 24 6 3 раза в неделю по 90 мин 30 3 3 раза в неделю по 45 мин Модуль «…» 30 продолж. одного занятия (мин) Модуль «…» (01.02.17-28.02.17) 3 (смешанная кол-во занятий в неделю, Приложение 7 Титульный лист рабочей программы (образец) БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ «Согласовано» Должность …. И.О.Фамилия ____________________ «____» ________________________ Рабочая программа базового уровня сложности танцевальной студии «Ручеек» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по хореографическому искусству Форма обучения: очная Место реализации: Срок реализации программы: Кол-во учебных недель: Всего академических часов: из них по формам обучения из них с использованием дистанционных технологий из них в форме индивидуальной работы Кол-во ч/нед: Продолжительность занятий: Педагог: Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория, регалии Проверил: Фамилия И.О., должность…. ______________________ (подпись) 20__- 20__ учебный год 31 Приложение 8 Примерная форма календарно-тематического планирования Месяц Число Время Кол-во Содержание занятия Мероприятия за рамками проведения ак.ч. (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма учебного плана контроля и т.д.) СЕНТЯБРЬ занятия 32