ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о разработке и утверждении дополнительных
общеобразовательных программ МБОУ ДО ДЮСШ р.п. Мокшан (далее –
ДЮСШ) разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» (ст.12, 28, 30, 47, 48);
- Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта;
- Федеральным законом от 14.12.2007г. № 239 ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»;
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утв.
Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008;
- Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре, условиями реализации дополнительных
предпрофессиональных
программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим
программам, утв. Приказом Минспорта России от 12.09.2013г. № 730;
- Уставом МБОУ ДО ДЮСШ р.п. Мокшан;
1.2.Настоящее Положение определяет структуру и содержание
дополнительных общеобразовательных программ по видам спота в ДЮСШ
регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации
педагогическими работниками в образовательной деятельности.
1.3.Под дополнительной общеобразовательной программой по видам
спорта
понимается
нормативно-управленческая
деятельность
ДЮСШ,
характеризующая систему образовательной деятельности педагога и
обучающегося
по достижению планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы.
1.4.Дополнительная общеобразовательная программа (далее -Программа) нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание
дополнительного образования, основывающийся на примерной программе
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ или авторской
программе по видам спорта
1.5.Рабочая программа - индивидуальный инструмент тренерапреподавателя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные
для определённой группы детей, формы, методы и приёмы организации
образовательного процесса с целью получения результата образовательной
деятельности.
Программы в ДЮСШ в обязательном порядке разрабатываются –
общеразвивающие и предпрофессиональные: реализуется в полном объеме в
течение учебного года согласно расписанию.

2

1.6. Программа должна быть разработана и утверждена в ДЮСШ не
позднее 1 сентября нового учебного года, в соответствии со сроком реализации на
каждом этапе подготовки.
1.7. Программа является объектом внутришкольного контроля в
соответствии с планом работы образовательной организации, в исключительных
случаях – других видов контроля (например, оперативного, внешнего).
1.8. Положение о Программе ДЮСШ разрабатывается и утверждается
педагогическим советом.
1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься
изменения и (или) дополнения.
2. Цели и задачи разработки дополнительных общеобразовательных
программ
2.1.Цель разработки Программ - создание условий для улучшения здоровья
обучающихся, обеспечения нормального физического развития растущего
организма и разностороннюю физическую подготовленность.
Задачи разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- соответствовать современным требованиям физкультурно-спортивной
деятельности;
-конкретно определить содержание, объём, порядок изучения Программы с
учетом целей, задач и особенностей программы, учебного плана и контингента
обучающихся;
- целостность процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребёнка.
2.2. Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
физическом,
интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной
ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в
спорте.
2.3. Программы должны быть направлены на:
- вовлечение максимального числа детей и подростков в систему
физической и спортивной подготовки.
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического воспитания и физического развития
детей;
- укрепление здоровья и содействия правильному физическому и
гармоническому развитию;
3

- получение детьми начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта (в том числе в избранном виде спорта);
- подготовку и успешному переводу с этапов на этапы спортивной
подготовки, в том числе в дальнейшем для освоения предпрофессиональных
программам;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
организации, реализующие профессиональные образовательные программы в
области физической культуры и спорта.
3. Оформление и содержание структурных элементов дополнительных
общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности.
Программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Нормативная часть
4. Методическая часть
5. Система контроля и зачетные требования
6. Перечень информационного обеспечения
7. Приложение
Титульный лист
- наименование Программы;
- наименование образовательной организации, реализующей
Программу;
- срок реализации Программы;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) разработчика(ков)
Программы;
- населенный пункт, в котором находится образовательная
организация;
- год составления Программы
Раздел
дается характеристика избранного вида спорта, его
Пояснительная
отличительные особенности и специфика организации
записка
обучения, излагается структура уровневой подготовки,
минимальный возраст детей для зачисления на обучение и
минимальное количество детей в группах
Раздел
- продолжительность и объемы реализации Программы по
Нормативная
предметным областям;
часть
- навыки в других видах спорта, способствующие повышению
профессионального мастерства в избранном;
- соотношение объемов тренировочного процесса по разделам
обучения, включая время, отводимое для самостоятельной
работы обучающихся.
Раздел
- рекомендации по проведению тренировочных занятий, а
Методическая
также требования к технике безопасности в условиях
часть
тренировочных занятий и соревнований;
- рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных
4

нагрузок;
- рекомендации по планированию спортивных результатов;
- требования к организации и проведению врачебнопедагогического, психологического контроля;
- программный материал для практических занятий по
каждому уровню подготовки;
- рекомендации по организации психологической подготовки;
- планы применения восстановительных средств;
- планы антидопинговых мероприятий;
- планы инструкторской и судейской практики.
Раздел 4
Система
контроля и
зачетные
требования

- конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих
физическую подготовку на каждом уровне, с учетом возраста
и влияния физических качеств и телосложения;
- требования к результатам реализации Программы на каждом
уровне подготовки, выполнение которых дает основание для
перевода лица, на следующий уровень подготовки;
- виды контроля общей и специальной физической и
тактической подготовки, комплекс контрольных тестов;
- комплексы контрольных упражнений для оценки общей,
специальной физической, технико-тактической подготовки.
Раздел
- список литературы, содержащий не менее 10 источников;
перечень
- перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики
информационного избранного вида спорта (дисциплины);
обеспечения
перечень
Интернет-ресурсов,
необходимых
для
использования в образовательном процессе

4. Оформление и содержание структурных элементов дополнительных
предпрофессиональных программ.
4.1. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание
по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи
средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью
образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
4.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения (приложение № 1, 2).
4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города
и названия издательства, года выпуска.
Программа должна иметь следующую структуру:
Титульный лист
- наименование Программы;
5

Раздел 1.
Пояснительная
записка

Раздел2.
Нормативная
часть

Раздел 3.
Методическая
часть

- наименование образовательной организации, реализующей
Программу;
- срок реализации Программы;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) разработчика(ков)
Программы;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) не менее двух
рецензентов Программы;
- населенный пункт, в котором находится образовательная
организация;
- год составления Программы
дается характеристика избранного вида спорта, его
отличительные особенности и специфика организации
обучения, излагается структура системы многолетней
подготовки (этапы, периоды), минимальный возраст детей
для зачисления на обучение и минимальное количество детей
в группах
- продолжительность и объемы реализации Программы по
предметным областям;
- навыки в других видах спорта, способствующие повышению
профессионального мастерства в избранном;
- соотношение объемов тренировочного процесса по разделам
обучения, включая время, отводимое для самостоятельной
работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным
планам
- рекомендации по проведению тренировочных занятий, а
также требования к технике безопасности в условиях
тренировочных занятий и соревнований;
- рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных
нагрузок;
- рекомендации по планированию спортивных результатов;
- требования к организации и проведению врачебнопедагогического, психологического и биохимического
контроля;
- программный материал для практических занятий по
каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды
подготовки;
- рекомендации по организации психологической подготовки;
- планы применения восстановительных средств;
- планы антидопинговых мероприятий;
- планы инструкторской и судейской практики.

Раздел 4.
- конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих
Система контроля спортивную подготовку на каждом этапе спортивной
и зачетные
подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств
6

требования

и телосложения на результативность по избранному виду
спорта;
- требования к результатам реализации Программы на каждом
этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает
основание для перевода лица, проходящего спортивную
подготовку, на следующий этап спортивной подготовки;
- виды контроля общей и специальной физической,
спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс
контрольных
испытаний
и
контрольно-переводные
нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения
контроля;
- комплексы контрольных упражнений для оценки общей,
специальной физической, технико-тактической подготовки
лиц, проходящих спортивную подготовку, методические
указания по организации тестирования, методам и
организации медико-биологического обследования.
Раздел 5.
- список литературы, содержащий не менее 10 источников;
перечень
- перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики
информационного избранного вида спорта (дисциплины);
обеспечения
перечень
Интернет-ресурсов,
необходимых
для
использования в образовательном процессе

5. Порядок разработки рабочих программ
5.1. Положение о Рабочей программе ДЮСШ разрабатывается и
утверждается педагогическим советом.
5.2.Рабочая программа составляется тренером-преподавателем, с оказанием
методической помощи инструктором-методистом, под руководством заместителя
директора по учебно-спортивной работе для каждой учебной группы с учётом
возрастного принципа комплектования учебной группы и последовательности
расширения теоретических знаний, практических умений и навыков;
5.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного этапа
спортивной подготовки осуществляется индивидуально каждым педагогом в
соответствии с его уровнем профессионального мастерства и авторским видением
дисциплины (образовательной области).
5.3. Допускается
разработка
программ коллективом
тренеровпреподавателей одного отделения.
6. Технология разработки рабочей программы
6.1. Количество учебных часов в рабочей программе должно
соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану на
текущий учебной год. В случае несоответствия учебных часов следует обосновать
в пояснительной записке. Тренер – преподаватель несет персональную
7

ответственность за реализацию программы не в полном объеме, не в соответствии
с учебным планом.
6.2. В случае, если примерная, авторская программа отсутствует,
образовательная программа составляется тренером- преподавателем на основе
учебной литературы.
6.3. Рабочая программа, разработанная тренером-преподавателем
самостоятельно на основе учебной литературы, после прохождения апробации (не
менее 2-х лет), наличия внешней оценки и опубликования в профильном
(предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
6.4. Тренер- преподаватель вправе выбрать самостоятельную форму
записей, текстового варианта рабочей программы; внести коррективы во все
структурные элементы программы с учетом особенностей обучающихся
конкретной группы, условий проведения учебных занятий.
6.5. Рабочая программа должна раскрывать с учетом конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся
индивидуальную педагогическую модель образования.
6.6. Рабочая программа предоставляется на утверждение тренером преподавателем в печатном и электронном виде.
7. Порядок утверждения рабочей программы
7.1. Рабочая программа утверждается в начале учебного года (до «1»
сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
7.2. Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение и принятие Рабочей программы на заседании педагогического
совета;
7.3. При несоответствии Рабочей программы установленным Положением о
Рабочей программе требованиям, руководитель Учреждения накладывает
резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока
исполнения.
7.4. При соответствии Рабочей программы установленным Положением
требованиям, руководитель Учреждения издаёт приказ об утверждении рабочей
программы.
8 Заключительные положения
8.1. Изменения в данное положение вносятся по решению директора
соответствующим приказом. Ходатайствовать об изменении данного положения
имеют право методист и педагогический совет.
8.2. С данным положением педагоги и руководящие работники школы
знакомятся под роспись.

8

Приложение № 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МОКШАНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА Р.П. МОКШАН
(МБОУ ДО ДЮСШ Р.П. МОКШАН)
ПРИНЯТА
На педагогическом совете
Протокол №__________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО ДЮСШ
р.п.Мокшан
_________________ Кубарь С.А.

от_______________20 _ г.

Дополнительная
общеобразовательная
предпрофессиональная программа
вид спорта
(разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по
виду спорта, с у четом требований федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорт бокс, утвержденного приказом Министерства спорта
Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 123.)
Возраст: с __ лет
Срок реализации программы: до 8 лет
Составители:
Методист МБОУ ДО ДЮСШ – ______________
Тренер-преподаватель – _______________
Рецензенты:
__внутренний_______
______внешний_____

9

р.п. Мокшан
20__ год.

Приложение № 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МОКШАНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА Р.П. МОКШАН
(МБОУ ДО ДЮСШ Р.П. МОКШАН)

ПРИНЯТА
На педагогическом совете
Протокол №__________
от_______________20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ:
МБОУ ДО ДЮСШ р.п.Мокшан
Директор _________ С.А.Кубарь

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности
(СПОРТИВНО-РЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ)

Вид спорта

Возраст: с __ лет
Срок реализации программы: до __ лет
Составитель:
Тренер-преподаватель, _____________

10

р.п. Мокшан
20__ г.

№

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ
С ПОЛОЖЕНИЕМ
ФИО работника
Должность
Отметка об ознакомлении
Подпись
Дата
работника
ознакомления

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
МБОУ ДО ДЮСШ Р.П. МОКШАН, Кубарь Сергей Анатольевич, ДИРЕКТОР
12.11.2021 10:49 (MSK), Сертификат № 4A7AC80067AD488E4F5AC909B64E4490


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».